Волков О.И., Девяткин О.В. - Экономика предприятия (фирмы) (3-е изд)

Скачать

Волков О.И., Девяткин О.В. - Экономика предприятия (фирмы) (3-е изд)

Экономика предприятия (фирмы)_под ред Волкова Девяткина_2007 -3-е изд

Год выпуска: 2007

Автор: Волков О.И., Девяткин О.В.

Жанр: Учебник

Издательство: ИНФРА-М

ISBN: 978-5-16-002990-0

Формат: PDF

Качество: OCR без ошибок

Количество страниц: 601

Описание: В учебнике рассматривается современный экономический механизм, обеспечивающий жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции, изучение которого поможет решать текущие и стратегические хозяйственные задачи, которые неизбежно возникают в работе не только экономистов, но и руководителей, инженеров и других специалистов производственного сектора.

Для студентов и преподавателей вузов, руководителей производства, предпринимателей, инженеров производственного сектора и всех интересующихся проблематикой экономики производственного предприятия.

Доп. информация:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ I. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ

ГЛАВА 1 ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) - КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 8

1.1. Назначение и сфера деятельности предприятия (фирмы) 8

1.2. Производственное предприятие (фирма) — сфера материального производства 9

1.3. Предприятие — основа формирования отраслевых и территориальных производственных комплексов 15

1.4. Предпринимательские права и обязанности предприятия (фирмы) 17

1.5. Классификация предприятий (фирм) 18

1.6. Внутренняя структура предприятий (фирм) 24

1.7. Рабочее место 31

1.8. Создание и юридическое оформление нового предприятия (фирмы) 34

1.9. Уставный капитал предприятия (фирмы) 36

1.10. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия (фирмы) 38

ГЛАВА 2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 39

2.1. Основные направления и тенденции концентрации производства и капитала 39

2.2. Образование хозяйственных объединений 43

2.3. Организационно-правовые формы объединений 45

2.4. Производственные кооперативы (артели) 46

2.5. Товарищества 48

2.6. Общества с ограниченной ответственностью 49

2.7. Акционерные общества 50

2.8. Народные предприятия 55

2.9. Объединения крупного капитала 56

2.10. Холдинги 60

2.11. Финансово-промышленные группы 61

2.12. Ассоциации 63

2.13. Консорциумы, синдикаты и промышленные узлы 66

2.14. Корпоративное предпринимательство 67

2.15. Управление крупными диверсифицированными объединениями 68

2.16. Прекращение деятельности и реорганизация объединений 69

ГЛАВА 3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) 71

3.1. Цели и задачи предпринимательства 71

3.2. Предпринимательская политика, инициатива и стратегия 74

3.3. Организация выполнения целевой предпринимательской установки 77

3.4. Этапы развития предпринимательства 79

3.5. Сфера предпринимательства 80

3.6. Формы предпринимательства 82

3.7. Коллективное предпринимательство 82

3.8. Малое предпринимательство 84

3.9. Государственная поддержка малого предпринимательства 87

3.10. Крупномасштабное предпринимательство 91

3.11. Как стать предпринимателем? 92

ГЛАВА 4. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В СФЕРЕ РЫНОЧНОГО ТОВАРООБМЕНА 95

4.1. Непрерывность производства и обмена товаров 95

4.2. Товар 99

4.3. Рынок — сфера товарообмена 100

4.4. Структура рынков 1 0 1

4.5. Рынок — функция экономики 1 0 4

4.6. Основные компоненты рынка 1 0 5

4.7. Монополии и рынок 1 0 9

4.8. Международный товарообмен 1 11

4.9. Реформирование рыночных отношений 1 1 6

4.10. Условия и методы реформирования рыночных отношений 1 1 8

РАЗДЕЛ II. РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)

ГЛАВА 5 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) ... 121

5.1. Понятие, состав и структура основных средств 1 2 1

5.2. Оценка основных средств 1 2 4

5.3. Износ и амортизация основных средств 1 2 6

5.4. Восстановление и выбытие основных средств 1 3 5

5.5. Учет основных средств 138

5.6. Показатели и анализ использования основных средств 1 4 2

ГЛАВА 6 ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) 151

6.1. Понятие, классификация, состав и структура обороти ы х средств 1 5 1

6.2. Состав и структура оборотных средств I53

6.3. Нормирование оборотных средств 1 5 4

6.4. Стоимостная оценка учета и списания материал ы i ых за пасов 1 6 4

6.5. Показатели использования оборотных средств 1 6 6

6.6. Управление оборотными средствами 167

ГЛАВА 7 ПЕРСОНАЛ И ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ (ФИРМЕ) 169

7.1. Персонал предприятия (фирмы) и его структура 1 6 9

7.2. Определение потребности в персонале 1 7 4

7.3. Управление персоналом 180

7.4. Производительность труда 188

7.5. Мотивация и оплата труда персонала 191

ГЛАВА 8 ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) 204

8.1. Финансовый механизм и его элементы 204

8.2. Финансовые ресурсы предприятия 207

8.3. Доходы и расходы предприятия 211

8.4. Система цен на продукцию и их структура 219

8.5. Формирование и распределение прибыли предприятия 223

8.6. Налогообложение предприятия 229

8.7. Финансовая отчетность предприятия 233

8.8. Система расчетов на предприятии 236

8.9. Финансовое планирование на предприятии 239

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ! ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)

ГЛАВА 9. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ (ФИРМОЙ) 244

9.1. Задачи и построение механизма управления 244

9.2. Основные принципы хозяйственного управления 247

9.3. Структура органов управления 253

9.4. Функции органов управления 257

9.5. Организация управления цехом, производственным участком предприятия 261

9.6. Организация управления объединением 263

9.7. Кадры управления 265

ГЛАВА 10. ПРЕДПРИЯТИЕ - ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 270

10.1. Зачем нужно государственное регулирование? 270

10.2. Задачи государственного регулирования экономики 274

10.3. Различия методов и практики государственного регулирования 276

10.4. Косвенные государственные методы регулирования экономики 278

10.5. Потребность экономики в совершенствовании государственного регулирования 281

10.6. Цели и формы государственного регулирования экономики 284

ГЛАВА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) 287

11.1. Функции и задачи планирования 287

11.2. Планирование — необходимость современного хозяйствования 292

11.3. Планирование — предвидение и поэтапная организация деятельности предприятия 294

11.4. Технология и организация планирования 296

11.5. Прогнозирование — начальный этап планирования 298

11.6. Генетическое и целевое прогнозирование 303

11.7 . Прогноз — условие снижения рисков предприятия 3 0 7

11.8. Сбалансированность долгосрочных и текущих планов 311

11.9. Отраслевые различия в планировании 314

11.10. Планирование — средство стратегического управления 316

11.11. Персонал — важнейший фактор, формирующий стратегию предприятия 318

ГЛАВА 12. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 321

12.1. Понятие и формы 321

12.2. Функции маркетинга 323

12.3. Маркетинг предприятия (фирмы) 324

12.4. Повышение конкурентоспособности продукции 337

12.5. Система маркетинга как фактор повышения устойчивости и адаптации предприятий к рынку 343

ГЛАВА 13 ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 346

13.1. Ранжирование задач и функций внутрифирменного планирования 346

13.2. Методы и показатели внутрифирменного планирования 350

13.3. Интервалы планирования 352

13.4. Связь долгосрочного, текущего и оперативно-календарного планирования 356

13.5. Координация планов фирмы 358

13.6. Оперативно-календарное планирование — способ реализации стратегии и тактики хозяйственного управления 361

13.7. Формирование портфеля заказов и планирование сбыта продукции 363

13.8. Расчет и планирование производственной мощности предприятия 370

ГЛАВА 14. ВНУТРИФИРМЕННЫЙ УЧЕТ И РАСЧЕТЫ 373

14.1. Виды учета 373

14.2. Внутрифирменные расчеты 380

ГЛАВА 15. ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 385

15.1. Структура и назначение инструментария 385

15.2. Нормы и нормативы 387

15.3. Показатели механизма управления 396

15.4. Моделирование 411

15.5. Информация в управлении 420

15.6. Совершенствование системы показателей хозяйственного управления 423

ГЛАВА 16. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОИЗВОДСТВА 425

16.1. Формирование производственного процесса 425

16.2. Характеристика производственного процесса 428

16.3. Проектирование производственного процесса 430

16.4. Организация и управление производством 433

16.5. Производственный цикл ,438

16.6. Экономическая функция производственного цикла 441

16.7. Движение изделий в процессе производства 444

16.8. Организация обслуживания производственного процесса 449

ГЛАВА 17. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 452

17.1. Определение, задачи и принципы логистики 452

17.2. Организация построения логистических систем 454

17.3. Основные логистические концепции и системы 455

17.4. Управление запасами 460

17.5. Микрологистические системы 464

РАЗДЕЛ IV. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)

ГЛАВА 18. ИНВЕСТИЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ 475

IX. I. Инвестиции 475

18.2. Нововведения 476

18.3. Научно-технический прогресс 477

18.4. Инвестирование нововведений 479

18.5. Управление проектами нововведений 481

18.6. Подготовка и структура проекта нововведений 482

18.7. Инвестирование текущей рационализации производства 488

18.8. Информационные технологии 491

18.9. Управление проектом технической подготовки производства 493

18.10. Планирование и контроль исполнения проекта 494

18.11. Инновационный лизинг 500

18.12. Оценка эффективности инвестиционных проектов 501

ГЛАВА 19 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АРЕНДЫ, ЛИЗИНГА И ФРАНЧАЙЗИНГА 506

19.1. Арендные механизмы и их роль в повышении инвестиционной активности предприятий 506

19.2. Аренда 507

19.3. Лизинг 512

19.4. Финансовый лизинг 515

19.5. Эффективность лизинга 518

19.6. Виды лизинга 519

19.7. Франчайзинг 523

ГЛАВА 20. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ФИРМЕ) 527

20.1. Качество продукции. Значение повышения качества 527

20.2. Система показателей качества продукции 528

20.3. Управление качеством 530

20.4. Система качества в соответствии с нормами международных стандартов ИСО 9000 532

20.5. Стандартизация продукции, работ (процессов), услуг 537

20.6. Понятие всеобщего управления качеством 539

20.7. Контроль качества продукции 541

20.8. Статистические методы контроля и управления качеством продукции 542

20.9. Система сертификации продукции 544

ГЛАВА 21. РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЙ (ФИРМ), ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И СТРАХОВАНИЕ 547

21.1. Риски предприятий как объект управления, их виды и особенности 547

21.2. Управление рисками и их предупреждение 552

21.3. Обеспечение страховой защиты рисков предприятий (фирм) 559

ГЛАВА 22. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) 565

22.1. Классификация видов анализа хозяйственной деятельности 565

22.2. Методы анализа хозяйственной деятельности 566

22.3. Методика системного анализа хозяйственной деятельности предприятия 574

22.4. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия 584

ПРИЛОЖЕНИЕ 591

Скачать