Ат-Тирмизи - Сунан ат-Тирмизи (Собрание хороших («хасан») хадисов)

Скачать

Сунан ат-Тирмизи (Собрание хороших («хасан») хадисов)

Год: 2010

Автор: Ат-Тирмизи

Переводчик: Мирзо Кенджабек

Жанр: Религия, Ислам

Издательство: Диля

ISBN: 978-5-88503-944-4

Язык: Русский

Формат: CHM

Качество: Изначально компьютерное (eBook)

Количество страниц: 960

Описание: Мухаммад ат-Тирмизи оставил несколько трудов. Его «Аль-Джами'-ас-сахих» – наиболее полезная, сжатая, без повторений, книга из всех других его работ. В ней есть особенности, не встречающиеся в других собраниях хадисов:

- уделено внимание точкам зрения мазхабов и их доказательствам;

- точно указаны категории хадисов: достоверные, хорошие и слабые;

- уделено место толкованию и рациональному суждению;

В конце книги также излагается позиция ханафитского мазхаба относительно обычаев и традиций и их места в системе Исламского права.

Об авторе

Его звали Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Сура ат-Тирмизи. Это один из выдающихся знатоков хадисов. Он родился ат-Тирмизи в 209 году по мусульманскому летоисчислению (824 г. по григорианскому календарю) в городе Тирмиз, расположенном на правом берегу реки Амударьи, недалеко от северной границы Афганистана. Город Тирмиз, из которого был родом Абу Иса Мухаммад, располагался в Трансоксании, именно по этому городу его и стали называть – ат-Тирмизи.

Абу Иса Мухаммед ибн Иса Тирмизи получил начальное образование в Хорасане. Его учителями были аль-Бухари и Муслим. Однажды аль-Бухари сказал ему: «Я извлек выгоду из общения с тобой больше, чем ты извлек выгоду при обучении со мной». Мусса ибн Алак однажды отметил: «Когда имам аль-Бухари скончался, он не оставил никого в Хорасане, кто мог бы сравниться с Абу Исой ат-Тирмизи в знании, памяти, благочестии и воздержании».

Ат-Тирмизи составил сборник хадисов «аль-Джами», который позднее получил название «Сунан ат-Тирмизи». Ещё при жизни Тирмизи этот сборник завоевал авторитет среди знатоков хадисов. После завершения книги автор показал своё произведение учёным Хиджаза, Ирака и Хорасана, и те в свою очередь положительно отозвались об этом труде. Он сам сказал о своем сборнике: «Дом, в котором находится эта книга, подобен дому, в котором живет говорящий Пророк». Его труд является одним из шести самых авторитетных в этой области наряду со сборниками хадисов имамов аль-Бухари и Муслима.

Стремление установить степень доверия к тем людям, которые передавали хадисы, позволило ат-Тирмизи зафиксировать имена, фамилии и титулы этих людей. Он включил в свой сборник некоторые комментарии аятов Корана, а одна из книг посвящена Пророку, мир ему, его семье и сподвижникам. К «Сунан ат-Тирмизи» было написано множество комментариев. Самыми известными из них являются комментарии Суюти «Гутуль-мугтази» и Мубаракфуруни «Тохватуль-ахваз». Согласно `Абдулле ибн Мухаммаду аль-Ансари, «Сунан ат-Тирмизи» более удобен для работы, чем сборники аль-Бухари и Муслима, так как их работы могут быть понятны очень глубоко думающим ученым, тогда как сборник ат-Тирмизи может быть понят и учеными, и непрофессионалами.

Ат-Тирмизи много путешествовал в поисках хадисов, встречался с авторитетными современниками, такими как Ахмад ибн Ханбал и Абу Дауд. Он также встречался с повествователями хадисов Ирака и Хиджаза.

Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов, и закончил «Сунан», будучи незрячим. Аль-Хаким Абу Ахмад, рассказывал: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане. После него не осталось никакой опоры в сфере науки, в деле подвижничества, кроме Абу Исы (Тирмизи). Тирмизи пролил много слез, впоследствии лишился зрения и так прожил долгие годы».

О замечательной памяти ат-Тирмизи ходят легенды. Если он слышал что-то, то уже никогда этого не забывал. Однажды по дороге в Мекку имам встретил ученого-хадисоведа, от которого ранее узнал новые для себя главы хадисов. Имам ат-Тирмизи думал, что записи изречений Пророка, мир ему, у него с собой, и спросил у ученого согласия прочитать эти записи, чтобы проверить их на наличие ошибок. Обнаружив, что записей у него с собой нет, имам взял чистый лист бумаги и стал «читать» хадисы по памяти. Когда ученый заметил хитрость ат-Тирмизи, то отругал имама, что тот зря отнимал его время. Имам же уверял хадисоведа, что он прекрасно все запомнил, но ученый все равно не верил, даже когда ат-Тирмизи прочитал все хадисы наизусть. Тогда имам попросил ученого рассказать ему еще хадисы. Тот так и сделал: рассказал еще 40 хадисов. И имам повторил их все безошибочно, тем самым демонстрируя свою великолепную способность запоминать хадисы.

Следующий случай приводится Хакимом аль-Умматом в его сборнике «Аль-Миск аз-Заки». В одной из поездок ат-Тирмизи, будучи уже незрячим, вдруг остановился на дороге. Его спросили, почему он так поступил. Ат-Тирмизи ответил, что на этом месте должно быть дерево, корни которого мешают путникам. Его товарищи ответили, что никакого дерева нет. Ат-Тирмизи взволновался, так как хорошо помнил, что ранее здесь было дерево. Тогда он попросил своих попутчиков, чтобы они спросили об этом у местных жителей. Ат-Тирмизи сказал: «Если будет установлено, что никакое дерево не существовало, тогда я прекращу рассказывать хадисы Пророка, мир ему, из-за моей слабой памяти». Однако жители ответили, что ранее здесь действительно росло дерево, которое убрали из-за того, что оно мешало путешественникам.

Умер ат-Тирмизи 13 числа месяца раджаб в 279 году по мусульманскому летоисчислению (около 892 г. по григорианскому календарю) в возрасте 70 лет.

Скачать